«Мотивация персонала» или «тараканы» в голове руководителя (Автор: Вадим Соколов)

Часть 1. О мотивации и командообразовании

Звонок:

- Здравствуйте. Нам нужен тренинг для сотрудников, по мотивации персонала.

- Зачем?

Слегка раздражённый ответ:

- Хочу, чтобы работали лучше…

Сколько раз уже за свою долгую профессиональную деятельность слышали подобный запрос… Сколько существует центров и программ, которые «живут и зарабатывают» на всевозможных «корпоративных тренингах», «командообразованиях», «мотивации персонала» и прочей непонятной «необходимости» для успешного развития компании. И ведь действительно критериально непонятно для собственника, что в итоге это «звучное, важное и нужное» должно принести? Ярмарка глупости – с одной стороны, дилетантство – с другой.

Первопричины подобного явления находятся, как ни парадоксально, в голове собственника. У того самого, который оплачивает это удовольствие. И продолжает находиться в иллюзии, что сотрудники «образумятся, командообразуются, личностно выростут», после чего и начнут работать в поте лица на благо процветания бизнеса. Его, заметьте, бизнеса!

Проходит неделя, две, сходит пена тренинговой эйфории и наступают рабочие будни, которые со свойственной им практичностью, показывают, что в лучшем случае НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. В худшем – РАБОТАЮТ ЕЩЁ ХУЖЕ. Как же так? Почему? Ответ очевиден:

 1) они у нас теперь «обученные» и потому считают, что стоят дороже.

2) они у нас теперь «мотивированные», и эта мотивация помогает им с большим усилием «наступать на горло» собственнику в отстаивании своих интересов.

3) они теперь «командообразованные». Жаль только, что не для достижения результата в работе. А против всё того собственника.

И каждый раз, слыша в телефонной трубке: «Алло, мы хотели бы заказать тренинг по мотивации персонала» понимаешь изнанку этого запроса, который звучит как «я не могу их заставить работать, сделайте что-нибудь»! Сделаем. Обязательно сделаем. Но сначала нужно убрать «тараканов» в голове собственника, иначе это будут опять выкинутые на ветер деньги. О том, что это за «тараканы» и как их дрессировать –  читайте во второй части статьи.

 

«Мотивация персонала» или «тараканы» в голове руководителя.

Часть вторая. О «тараканах» и их дрессуре

Уважаемые собственники!  Не кажется ли вам несуразным и парадоксальным, что сотрудника:

1)      которого ВЫ наняли, которому ВЫ платите,

2)       который изначально пришёл к ВАМ с желанием (читай «с мотивацией») заработать некое количество денег,

3)       для которого ВЫ создали, и продолжаете поддерживать своими усилиями и ресурсами, условия для зарабатывания,

ещё НАДО МОТИВИРОВАТЬ?

Вам не кажется странным и нелогичным, когда сотрудников, которые не в состоянии выполнить простые должностные обязанности (а зарплату при этом хотят исправно получать), вы ещё и обучать вынуждены? Опять же, за свои деньги! Вам не кажется возмутительным, что работнички за глаза частенько вас осуждают и высказывают недовольство вашими действиями, причём 24 часа в сутки вы думает о том, как сделать так, чтобы эти «работнички» вовремя таки получили свою зарплату?.. Не кажется?

А мне кажется…

А ведь самое интересное в том, что работа нашего персонала - это зеркальное отражение того, что у нас с вами творится в голове.  И прежде, чем начинать ЧТО-ТО делать с сотрудниками (учить, воспитывать, призывать, заставлять), полезно у себя в голове разогнать тех самых «тараканов» - убеждения, представления, верования и т.д., мешающие иначе посмотреть на ситуацию с наемным работником в ваше бизнесе. Детально и основательно об этом можно узнать на нашем тренинг «Технология полного контроля над собственным бизнесом» и в бизнес проекте «Путь от рубля до миллиона».

Здесь же давайте рассмотрим самые распространённые  «тараканы» -заблуждения и возможности их дрессуры:

Заблуждение 1. Сотрудникам должно быть комфортно и удобно на работе.

- Сотрудники – это оборудование, которое вы взяли во временное пользование. И которому, нужно создать условия, необходимые  и достаточные, для выполнения той работы, на которую вы их наняли.

ВЫВОД: комфортно и удобно должно быть тем, кто платит деньги – хозяину и клиенту. Сотруднику мы платим зарплату именно за то, что ему неудобно!

 

Заблуждение 2. Сотрудников нужно обучать.

- Сотрудники должны изначально иметь необходимую квалификацию и способности, для выполнения работы, на которую мы их наняли. В противном случае они должны получить необходимые навыки в процессе обучения, за которое сами и платят. Ключевое слово – САМИ! Это их квалификация и после ухода она останется с ними, а не у собственника.

ВЫВОД: если человек готов САМ и за свои деньги обучаться, готов вкладывать в свою квалификацию – наш человек. Не готов – будем искать другого!

 

Заблуждение 3. Собственник должен мотивировать персонал.

- Ещё одна блажь и вредность в голове руководителя. Наёмный работник приходит к нам для того, чтобы правильно и качественно сделать свою работу и получить за это деньги. ЭТО И ЕСТЬ ЕГО МОТИВАЦИЯ! И если она его не сподвигает на работу, мы нанимаем другого.

ВЫВОД: персонал должен ежедневно САМ убеждать собственника, что у него полно мотивации для работы, и он готов её выполнять, но не наоборот!

 

Заблуждение 4. Мотивационные и другие тренинги повышают качество работы сотрудников.

- Как показывает многолетняя практика это тоже блажь собственника. А персонал в курилках, в очередной раз, убеждает друг друга в глупости и недалёкости хозяина.  Головами и мозгами сотрудников должен заниматься хозяин или специально обученный человек. Постоянно. Изо дня в день. И это его прямая ОБЯЗАННОСТЬ!

ВЫВОД: сотрудники – это оборудование, настроенное, смазанное, в рабочем состоянии. Ежедневные профилактические работы по его содержанию – это прямая обязанность собственника, а не приглашённого тренера.

 

Заблуждение 5. Сотрудники сами знают, что должны делать на рабочем месте и за что получают зарплату.

- Задача руководителя – дать чёткие должностные инструкции, выполняя которые, чётко и последовательно, сотрудник занимается непосредственно тем, ради чего его наняли. Нам не нужен креативный и изобретательный персонал, он нужен тогда, когда собственник сам не знает, что и как делать для получения прибыли. А нужен способный, лояльный и недорогой персонал. А самое главное, чтобы ему была донесена очень простая и очевидная мысль:  ему платят за выполнение этих инструкций, а не за то, что он есть!

ВЫВОД: в момент приёма нового сотрудника чётко, пошагово объясняется, за что он будет получать зарплату (выполнение должностной инструкции).

 

Заблуждение 6. Подниму зарплату – лучше будут работать.

- Сколько собственников уже обожглось (выкинуло на ветер деньги) на этом. Хозяин, размышляет со своей позиции: если меня деньги стимулируют на работу, то и персонал тоже. Не стимулируют! Наоборот. Народ начинает понимать, что за тот же самый объём выполненных действий можно получать в разы больше. Зачем тогда больше работать и напрягаться? Делаю столько же, а получаю больше! Спасибо хозяину!

ВЫВОД: больше платим только за больший объём выполненной работы!

 

Заблуждение 7. Сотрудники – это ценность компании.

- Хозяин и клиенты – ценность компании. Хозяин – потому что он сорганизовал всех людей в компании, простроил связи и отношения, в результате чего все имеют возможность зарабатывать и регулярно получать прибыль. Клиенты – ценность компании, потому что они приносят эти самые деньги и платят сотрудникам их зарплату. Заметьте, не хозяин платит зарплату, а клиент.

ВЫВОД: ценности компании, клиент и хозяин, должны ежедневно озвучиваться для персонала.

ВЫВОД: Потребность в «мотивации персонала» возникает как следствие:

1)      не структурированности бизнеса

2)       «тараканов» в голове у собственника.

И если с первым можно разобраться, сделав рутинную работу структуризации и попутной оптимизации. Чаще даже без особого личного участия собственника. То со вторым, возможно, разобраться только при условиях:

  1. Осознавания собственником наличия «таракана»
  2. Желания собственника ситуацию изменить
  3. Наличия профессионалов, способных это сделать быстро и качественно.

Мотивированных вам сотрудников и бизнеса, работающего, как часы!

26 Июн 2011 : 29 Июн 2011, Вадим Соколов

Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться или войти

to webinars

Подписаться на рассылку

Apycom jQuery Menus